При уничтожении, реконструкции либо слиянии капитального объекта возникает необходимость в его снятии с учёта в органах кадастра. Эта процедура осуществляется на основании положений Федерального закона №218 «О государственной регистрации недвижимости».
Когда объект подлежит снятию с учёта
Основная причина, по которой недвижимость должна быть снята с учёта в кадастре, - её гибель (пожары, затопления и др.). Эту процедуру необходимо пройти владельцу уничтоженного объекта для возможности строительства на том же месте нового здания и его последующего кадастрового учёта.
Основанием для снятия с учёта также являются:
- разделение недвижимости на отдельные части (снятие в полном объёме и новая регистрация по частям);
- гибель части строения (больше не учитываются повреждённые помещения);
- постановление суда (например, если это самострой, зарегистрированный незаконно);
- снос дома решением муниципалитета (если он сильно изношен, признан аварийным, не пригоден для проживания людей).
Процедура снятия объекта с учёта, способы подачи документов в кадастр
Любое недвижимое имущество снимается с учёта лишь по заявлению его владельцев. Подавать его нужно в кадастровые органы по месту нахождения объекта вместе со всеми требуемыми документами.
Наиболее значимым документом считается акт обследования (упрощённый технический план). Он составляется приглашённым владельцем кадастровым инженером, который имеет требуемую аттестацию. Задача инженера - выезд на объект для составления электронного плана после анализа его реального состояния и данных ЕГРН. Готовый акт прилагается к заявлению вместе с остальными документами и передаётся в кадастровый орган. В случае положительного решения владелец получает выписку из кадастра.
Существует несколько вариантов подачи заявления:
- Электронная почта. Вариант используется при наличии у владельца электронной цифровой печати. Заявление подаётся через сайт Росреестра.
- Личное посещение. Метод удобен тем, что документы регистрируются в день обращения.
- Почта России. Пересылается заказным письмом, имеющим опись документов, уведомление о вручении.
- МФЦ. Минус способа в длительности (10 дней) передачи заявления из МФЦ в Росреестр.
Закон также позволяет снять объект с учёта с помощью кадастрового инженера, подготовившего акт обследования, по доверенности владельца.
Сроки снятия объекта с учёта
Органам кадастра отводится 18 дней на принятие решения, по истечению которых заявитель должен получить ответ.
Решение может иметь три варианта:
- Снятие здания с учёта по признанию его уничтоженным.
- Приостановка рассматривания заявления из-за неправильного оформления документов.
- Отказ в снятии с учёта.
Основания в отказе
Отказ возможен при отсутствии у кадастрового инженера, который готовил акт обследования объекта, аттестации. Откажут в снятии с учёта и в случае подачи заявления лицом, не имеющим права этим заниматься.
Требуемые документы
Для передачи в представительство кадастра собственник уничтоженного и не подлежащего восстановлению строения должен располагать следующими документами:
- Актом обследования объекта.
- Заявлением о его снятии с кадастрового учёта.
- Паспортом заявителя (нотариально заверенной доверенностью на лицо, которому владелец делегировал подачу заявления).
- Решением суда (при наличии) о снятии с учёта.